— растровая
      средства для работы
      источники получения
      инструменты
      достоинства
      недостатки
      MS Paint
      Corel Photo-Paint
      Adobe Photoshop
  — векторная
      средства создания
      структура рисунка
      математика
      объекты
      терминология
      достоинства
      недостатки
      Corel Xara
      Corel Draw
  — фрактальная
      алгоритмы сжатия
      Fractal Design Painter
      Painter
      Art Dabbler








Rambler's Top100

Двухмерная графика

Инструменты выделения.

Растровое изображение в отличие от векторного не содержит объектов, которые можно легко "расцепить" для выполнения их индивидуального редактирования. Поэтому для создания, например, коллажей из отдельных фрагментов нескольких изображений каждый из них предварительно необходимо выделить. Такая работа, напоминающая вырезание кусков изображений из бумаги ножницами, называется процессом выделения изображений. Выделение (Selection) - это область, ограниченная замкнутой рамкой выделения в виде движущейся пунктирной линии (контура), которая отмечает часть изображения, доступную для копирования, редактирования и выполнения различных типов преобразований.

На жаргоне программистов эта пунктирная линия получила название "марширующие муравьи". Она отделяет выделенную область от защищенной области. Выделенная часть изображения становится редактируемой. Это значит, что над ней можно производить определенные действия, предусмотренные командами меню Edit (Правка), Image (Изображение) и Filter (Фильтр).

Взаимосвязь понятий маски и выделения

Маски - это один из базовых инструментов профессиональных растровых редакторов. В подтверждение этому можно напомнить, что в простейшем растровом редакторе MS Paint, поставляемом в составе ОС Windows, возможность работы с масками отсутствует. В то же время в нем поддерживаются выделения.

Хотя концепции маски и выделения тесно связаны, понятие маски шире. Всякая маска включает в себя два типа областей: непрозрачные и прозрачные. Первые используются для защиты закрываемых ими частей изображений или объектов от нежелательных изменений. Они, собственно, и выполняют функцию маскирования. Прозрачные области можно рассматривать как отверстия в маске. Их используют для выделения фрагментов изображения или объекта, которые собираются модифицировать. Эти области называются выделенной областью, или выделением.

ИЗОБРАЖЕНИЕ МАСКА ВЫДЕЛЕНИЕ

Таким образом, маска не есть нечто противоположное выделению. Противоположными свойствами обладают части маски, а именно защищенные и выбранные области. Соотношение между этими частями не является постоянным. В процессе работы над изображением оно может изменяться за счет увеличения доли одной из них и соответственно уменьшения доли другой. Для этой цели в растровых редакторах имеется специальный набор инструментов выделения.

Терминологическая эквилибристика

Свой вклад в неоднозначность терминов "маска" и "выделение" вносят названия родственных инструментов в различных программах растровой графики. Так, в Photoshop эти инструменты называются инструментами выделения, а в Corel PHOTO-PAINT в их названии присутствует слово "маска". Хотя и в том и другом случае они используются для нанесения на изображение выделенных областей. Аналогично команды по работе с масками и выделениями в PHOTO-PAINT представлены в меню Mask, а в Photoshop - в меню Select. Стоит, однако, отметить, что в локализованной седьмой версии Corel PHOTO-PAINT пункт меню Mask переведен как Выделение.

В данной книге под термином выделение (или выделенная область) мы будем понимать области изображений и объектов, доступные для перемещения, копирования, редактирования и выполнения любых других преобразований. И наоборот, термин маска используется для обозначения областей изображений и объектов, защищенных от применения перечисленных операций.
Понятие маски возникло не на пустом месте. По смыслу и назначению оно близко к понятию трафарета. С этой точки зрения маска представляет собой инструмент, выделяющий доступную для воздействия художника область изображения.

Маска и понятие альфа-канала

Количество цветовых каналов определяется количеством базовых цветов в используемой цветовой модели. Так, изображение в формате Grayscale имеет один канал, в цветовых моделях RGB и Lab - три канала, а в модели CMYK - четыре канала. В растровых редакторах цветовые каналы генерируются автоматически при создании или открытии изображения.

Наряду с цветовыми каналами, число которых жестко определено типом используемой цветовой модели, в растровых редакторах возможно использование дополнительных каналов (альфа-каналов), количество которых ограничено только возможностями вашего компьютера. Эта разновидность каналов широко используется для ретуширования, компоновки и локальной коррекции изображений. Именно им мы и уделим особое внимание в данном разделе, поскольку назначение этого типа каналов тесно связано с понятием маски. Более того, фактически каждый такой канал представляет собой маску. Поэтому создание маски приводит к одновременному созданию альфа-канала, в который помещается "серое" изображение маски.

Палитра КАНАЛЫ растрового редактора Adobe Photoshop

Чтобы более четко понять связь этих двух понятий, давайте остановимся на физической природе маски. Как уже отмечалась, внешне маска напоминает трафарет. Если же говорить техническим языком, то маска сама является изображением. Это изображение создается в модели Grayscale (Градации серого) и помещается поверх другого изображения, над фрагментами которого мы собираемся выполнить определенные операции. Для любого пиксела маски значение оттенка серого цвета можно изменять в пределах 256 градаций серого (от 0 до 255). Область маски со значением цвета пикселов, равного 0 (черный), полностью защищает изображение от изменений (собственно, и служит маской). Область, пикселы которой имеют значение 255 (белый), полностью открыта для проведения изменений. Как уже отмечалось, такая область называется выбранной (выделенной).

Для работы с альфа-каналами предусмотрен ряд инструментов, доступ к которым осуществляется с помощью набора кнопок, размещенных в нижней части палитры Каналы. Поскольку выполняемые ими функции представлены в большинстве растровых редакторов, имеет смысл кратко прокомментировать их назначение.

Инструменты выделения и маскирования

Современные графические редакторы располагают разнообразными инструментами выделения. По принципу формирования выделенных областей их можно разделить на четыре группы.

  • Обычные (геометрические), использующие для построения выделений разно
    образные геометрические формы: прямоугольную, квадратную, круглую и эл
    липтическую. В Photoshop для этой цели используются четыре инструмента,
    входящих в состав раскрывающейся панели инструмента Marquee (Область).
  • Инструменты выделения от "руки". Типичным примером таких инструментов
    являются: Лассо в Photoshop и Freehand Mask в Corel PHOTO-PAINT. Они ис
    пользуются для выделения объектов сложной формы путем их обводки.
  • Инструменты выделения контуров (path tools) похожи на инструменты преды
    дущей группы. Однако в данном случае выделенные области представляют собой векторные объекты. Благодаря этому такие выделения имеют ряд преимуществ перед обычными (растровыми) выделениями:
    — требуют для своего хранения меньший объем памяти;
    — предоставляют возможность импорта в векторные программы, такие как        Adobe Illustrator, CorelDRAW ;
    — дают возможность масштабирования без потери качества;
    — более просты для прецизионного редактирования формы выделения, поскольку состоят из управляющих точек (узлов), которые можно перемещать для настройки нужной формы контура выделения.
  • Цветочувствителъные, в которых выделенная область изображения опреде
    ляется цветом изображения. К ним относятся инструмент Волшебная палочка и ряд команд из меню Select (Выделение). В основе работы этих инструментов лежит назначение двух параметров:
    — базового цвета, выбираемого щелчком мыши на соответствующей точке изображения;
    — диапазона цветов, близких к базовому.

Такое количество инструментов выделения обусловлено разнообразием задач, решаемых при редактировании изображения. В одном случае вам могут понадобиться точные геометрические формы выделения, в другом - прецизионные нерегулярные формы объектов и, наконец, в третьем - области изображения, включающие в себя определенный диапазон цветов, например цвета неба.

С помощью инструментов выделения вы можете создавать два типа выделений:

  • Простые, реализация которых требует выполнения одной операции.
  • Сложные выделения строятся на базе двух или более простых выделений.

Рамку выделения можно перемещать, поворачивать, наклонять и растягивать, не затрагивая само изображение. Поскольку выделение существует временно, то после закрытия изображения оно пропадет. Поэтому если вы затратили на создание выделения сложной формы значительное время, мы рекомендуем сохранить его для последующего использования.

Для решения задачи точного отделения фрагмента изображения от фона в сложных случаях (шерсть животных, прически человека, заяц-беляк на белом снегу) наряду с использованием стандартных инструментов растровых редакторов (Волшебная палочка, Прямоугольная и круглая маски, Лассо и т. п.) разработаны специальные программы типа Mask Pro и Corel KnockOut Их использование значительно повышает эффективность и точность выполнения этой процедуры.

В приведенном ниже примере мы познакомим вас с использованием выделения и альфа-канала для создания художественной рамки для фотографии.

 


 

 

При использовании материалов ссылка на сайт www.aleshka-first.narod.ru обязательна!
©Зиновьев Алексей, 2005-2006, Дизайн
ATHLET


Хостинг от uCoz