Двухмерная
графика
Математические
основы векторной графики
Если основным элементом растровой графики
является пиксел (точка), то в слу-чае векторной графики в роли базового
элемента выступает линия. Это связано с тем, что в векторной графике
любой объект состоит из набора линий, соединен-ных между собой узлами.
Как уже отмечалось в предыдущем разделе, отдельная линия, соединяющая
соседние узлы, называется сегментом (в геометрии ей соответствует
отрезок).
Сегмент может быть задан с помощью уравнения
прямой или уравнения кривой линии, требующих для своего описания
разного количества па-раметров. Для более полного понимания механизма
формирования векторных объектов рассмотрим способы представления
основных элементов векторной гра-фики: точки} прямой линии у отрезка
прямой, кривой второго порядка, кривой тре-тьего порядка, кривых
Безъе.
В векторной графике точке соответствует узел.
На плоскости этот объект пред-ставляется двумя числами (X, Y), задающими
его положение относительно нача-ла координат.
Для описания прямой линии используется уравнение Y = аХ + Ь. Поэтому
для по-строения данного объекта требуется задание всего двух параметров:
а и Ь. Результатом будет построение бесконечной прямой в декартовых
координатах.
В отличие от прямой, отрезок прямой требует для своего описания
двух допол-нительных параметров, соответствующих началу и концу
отрезка.
К классу кривых второго порядка относятся
параболы, гиперболы, эллипсы и окружности, то есть все линии, уравнения
которых содержат переменные в степени не выше второй. В векторной
графике эти кривые используется для построения базовых форм (примитивов)
в виде эллипсов и окружностей. Кривые второго порядка не имеют точек
перегиба. Используемое для описания этих кривых каноническое уравнение
требует для своего задания пяти параметров:
х2 + aiy2 + а2ху + а3х + а4у + а5 = 0. (числа - степени)
Для построения отрезка кривой требуется задать
два дополнительных параметра.
В отличие от кривых второго порядка кривые
третьего порядка могут иметь точку перегиба. Например, график функции
Y = Х3 имеет точку перегиба в начале координат (0, 0). Именно эта
особенность данного класса функций позво-ляет использовать их в
качестве основных кривых для моделирования различных природных объектов
в векторной графике. Следует отметить, что упомянутые ранее прямые
и кривые второго порядка являются частным случаем кривых третьего
порядка.
Каноническое уравнение, используемое для
описания уравнения третьего поряд-ка, требует для своего задания
девяти параметров:
х3 + aiy3 + а2х2у + а3ху2 + а4х2 + а5у2 + а6ху + а7х + а8у + а9
= 0. (числа - степени)
Для описания отрезка кривой третьего порядка
требуется на два параметра больше. Кривые Безье - это частный вид
кривых третьего порядка, требующий для своего описания меньшего
количества параметров - восьми вместо одиннадцати. В основе построения
кривых Безье лежит использование двух касательных, проведенных к
крайним точкам отрезка линии. На кривизну (форму) линии влияет угол
наклона и длина отрезка касательной, значениями которых можно управлять
в интерактивном режиме путем перетаскивания их концевых точек. Таким
образом, касательные выполняют функции виртуальных рычагов, позволяющих
управлять формой кривой. Более подробно об этом будет сказано далее
в разделе "Кривые Безье".
|